О джазе

Если сердце вздрагивает и замирает, когда откуда-то из глубины сцены из-под беглых пальцев раздаются переливы фортепиано, а от лучей софитов в глазах видны отблески саксофона, если вечер, проведённый в расслабленной и весёлой обстановке вам по душе, то джаз — та музыка, которая вам нужна!

В самом центре города, в тихом московском переулке расположился джаз-клуб «Союз композиторов». Здесь каждый день царит «живая» музыка разных направлений — традиционный и современный джаз, этно-джаз, джаз-рок, латиноамериканская музыка, блюз, фанк. Сегодня клуб «Союз Композиторов» является одной из самых авторитетных джазовых площадок столицы, наряду с самыми популярными джаз-клубами Москвы. Загляните в нашу афишу, а чтобы иметь представление о том, какой бывает атмосфера на наших мероприятиях — посмотрите фото и видео с концертов. Кстати, мы ещё и очень вкусно кормим.

Джаз берёт своё начало в смешении европейской и африканской музыкальных культур, которое началось благодаря Колумбу, открывшему Америку для европейцев. Африканская культура в лице чернокожих рабов, перевозимых с западных берегов Африки в Америку, дала джазу импровизацию, пластику и ритмичность, европейская — мелодичность и гармонию звуков, минорные и мажорные стандарты.

До сих пор ведутся споры о том, где впервые была исполнена джазовая музыка. Некоторые историки считают, что это музыкальное направление зародилось на севере США, где протестанты-миссионеры обращали негров в христианскую веру, а те в свою очередь создали особый вид духовных песнопений «spirituals», которые отличались эмоциональностью и импровизацией. Другие уверены, что джаз появился на юге США, где афроамериканскому музыкальному фольклору удалось сохранить свою самобытность, только благодаря тому, что католические взгляды населявших эту часть материка европейцев, не позволяли им вносить свой вклад в чужую культуру, к которой они относились с презрением.

Несмотря на различие взглядов историков, нет сомнения в том, что джаз зародился именно в США, а центром джазовой музыки стал Новый Орлеан, который населяли свободомыслящие авантюристы. 26 февраля 1917 года именно здесь в студии Victor была записана первая грампластинка коллектива Original Dixieland Jazz Band с джазовой музыкой.

После того, как джаз прочно засел в сознании людей, начали появляться его различные направления. На сегодняшний день их более 30-ти. Один из самых распространенных — блюз, который является потомком светского музицирования американских негров. Слово «blue», помимо самого известно значения «голубой», имеет много вариантов перевода, которые полностью характеризуют особенности музкального стиля: «грустный», «меланхоличный». «Blues» имеет связь с английским выражением «blue devils», означающим «когда кошки скребут на душе». Музыка блюза неспешна и нетороплива, а тексты песен всегда несут некоторую недосказанность и неоднозначность. Сегодня блюз чаще всего используют исключительно в инструментальной форме, в качестве джазовых импровизаций. Именно блюз стал основой многих выдающихся исполнений Луи Армстронгa и Дюка Эллингтона. В России известными в наше время представителями блюза являются «Петрович» и «Hot Rod Band», Леван Ломидзе, Billy's band.

Рэгтайм — ещё одно специфические направление джазовой музыки, появившееся в конце XIX века. Само название стиля переводится, как «разорванное время», а термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта. Регтайм, как и весь джаз, это ещё одно европейское музыкальное увлечение, которое было взято афро-американцами и исполнено на свой лад. Речь идёт модной в то время в Европе романтической фортепианной школе, в репертуаре которой был Шуберт, Шопен, Лист. Этот репертуар звучал в США, но в интерпретации афро-американских исполнителей он приобретал более сложный ритм, динамичность и интенсивность. Позднее импровизационный регтайм стали обращать в ноты, а популярности ему прибавило то, что в каждой уважающей себя семье непременно должно было быть фортепиано, в том числе и механическое, которое очень удобно для воспроизведения сложной мелодии регтайма. Городами, в которых регтайм был самым популярным музкальным направлением, были Сент-Луис, Канзас-Сити и городок Седалия (шт. Миссури), в Техасе. Именно в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор жанра регтайм Скотт Джоплин. Он часто выступал в клубе «Maple Leaf», от которого происходит название известного рэгтайм Maple Leaf Rag, написанного в 1897 году. Другими известными авторами и исполнителями рэгтаймов были Джеймс Скотта, Джозеф Лэмб. В нашей стране, этот стиль ярчайшим образом представляет коллектив Moscow Ragtime Band.

В начале 30-х годов экономический кризис в США привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Важным шагом в стилевом развитии была эволюция джаза в новое, вычищенное и приглаженное направление, называвшееся свинг (от английского «swing» — «качание»). Таким образом, была предпринята попытка избавиться от жаргонного в то время слова «джаз», заменив его на новое «свинг». Главной особенностью свинга стало яркая импровизация солиста на фоне сложного аккомпанемента. В России в настоящее время такие музыканты и вокалисты, как Алексей Кузнецов, Анна Бутурлина, Алина Ростоцкая, преданно служат этому направлению джаза.

Великие джазмены о свинге:

«Свинг — это то, чем в моем понимании является настоящий ритм». Луи Армстронг. 
«Свинг — это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе». Бенни Гудмен. 
«Оркестр свингует, если его коллективная интерпретация ритмически интегрирована». Джон Хэммонд. 
«Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим». Гленн Миллер.

Свинг требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. Главная форма такого музицирования — большие оркестры или биг-бэнды, получившие невероятную популярность среди широкой публики во второй половине 30-х годов. Состав оркестра постепенно приобрел стандартную форму и включал в себя от 10 до 20 человек.

В эпоху свинга получила особую популярность и развитие специфическая форма исполнения блюза на фортепиано, которая носит название «буги-вуги». Зародился этот стиль в Канзас-Сити и в Сент-Луисе, затем получил распространение в Чикаго. Буги-вуги был заимствован пианистами Южных штатов у исполнителей, играющих на банджо и гитаре. Для пианистов, исполняющих буги-вуги, характерно сочетание «шагающего» баса, в исполнении левой руки и импровизации на блюзовую гармонию правой рукой. Стиль появился еще во втором десятилетии нашего века, когда его играл пианист Джимми Янси. Но настоящую популярность он приобрел с появлением на широкой публике трех виртуозов «Мид Лакс» Льюиса, Пита Джонсона и Альберта Аммонса, которые превратили буги-вуги из танцевальной в концертную музыку. Дальнейшее использование буги-вуги происходило в жанре свинговых, а затем ритм-энд-блюзовых оркестров и в значительной степени повлияло на появление рок-н-ролла. Блестящий музыкант и шоумен Пётр Подгородецкий в наше время великолепно представляет стиль буги-вуги на российской сцене.

Еще одно из известных направлений джаза — стиль «фьюжн», однако ранний этап развития этого стиля правильно называть термином «джаз-рок». Первоначальное определение джаз-рока подразумевало под собой сочетание джазовой импровизации с энергетикой и ритмами рок-музыки. До 1967 миры этих стилей существовали отдельно друг от друга, но в один момент представители рока и джаза стали обмениваться идеями и объединяться. Первыми представителями нового направления джаз-рок были гитарист Ларри Кориелл, вибрафонист Гэри Бертон, барабанщик Билли Кобэм с группой Dreams. Ярчайшим же исполнителем этого стиля по праву считается Майлс Дэвис. Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизация, использование гармонических принципов рок-музыки, ритмы Востока, электронная обработка и синтезирование звука. Пик популярности джаз-рока приходился на 70-е.

Более развитый в отношении синтеза различных музыкальных средств джаз-рок получил название «фьюжн» (сплав, слияние). Фьюжн фактически становится комбинацией джаза с обычной поп-музыкой и легким ритм-энд-блюзом. Дополнительным импульсом для развития этого стиля послужил очередной (уже не первый в истории джаза) уклон в сторону европейской академической музыки. Соединение различных культурных влияний сказывается даже в составах наиболее интересных ансамблей. Характерным примером может служить Weather Report, существовавший под руководством клавишника Джозефа Завинула и американского саксофониста Уэйном Шортером, которые в свое время прошли школу Майлса Дэйвиса. Русским Майлсом Дэвисом по праву называют легендарного саксофониста Алексея Козлова и его знаменитый джаз-рок-фьюжн ансамбль «Арсенал».

Фанк — ещё одно популярное направление джаза 70-х и 80-х. Основоположниками стиля являются Джеймс Браун и Джордж Клинтон. В фанке многообразный набор джазовых идиом вытесняется простыми музыкальными фразами, состоящими из блюзовых выкриков и стонов, взятых из саксофонных соло таких исполнителей, как Кинг Кёртис, Джуниор Уолкер, Дэйвид Сэнборн, Пол Баттерфилд. Слово «фанк» считалось жаргонным, оно означает «танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть». Джазмены часто употребляли его, обращаясь к зрителям как просьбу танцевать и двигаться активно под аккомпанемент их музыки. Таким образом, слово «фанк» закрепилось за стилем музыки. Танцевальная направленность фанка определяет его музыкальные особенности, такие как сбитый ритм и ярко-выраженный вокал. Софи Окран, «Шемякина Бэнд», группа Venger Collective — можно смело назвать представителями российского фанка.

Джаз — это стиль импровизации. Важнейшим видом импровизационной музыки является фольклор, но в отличие от джаза, он замкнут и направлен на сохранение традиций. В джазе преобладает творческое начало, которое в сочетании с импровизацией дало развитие множеству стилей и направлений. Так песни темнокожих афроамериканских рабов попали в Европу и превратились в сложные оркестровые произведения в стиле блюз, регтайм, буги-вуги и др. Джаз стал источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Проходящие с большим успехом в джаз-клубе «Союз Композиторов» джаз- и блюз-концерты, фестивали с участием Левана Ломидзе, Петра Подгородецкого, Андрея Макаревича, Владимира Кузьмина, Real Jam Jazz Band порадуют завсегдатаев различных джазовых и блюзовых клубов.