Сергей Жилин и «Фонограф-Джаз-Секстет» с программой «МАМБО-ДЖАЗ» (Россия)

Сергей Жилин и «Фонограф-Джаз-Секстет» с программой «МАМБО-ДЖАЗ»

джаз
четверг, 27 января 2011, 20:30
ОТ 500

Джаз безграничен. Ни в одном другом стиле современной музыки нет такого простора для эксперимента и неожиданного прочтения музыкальных форм, ошибочно или намеренно называемых «стандартами». Новый альбом «Фонограф-Джаз-Квинтета» под управлением Сергея Жилина как раз и заставляет задуматься об относительности термина «стандарты», применительно к современному джазу, в общем, и к творчеству этого коллектива, в частности.
Восемь композиций. Все авторы хорошо знакомы любителям джаза.
Был ли в расстановке композиций какой-то особый смысл, или их порядок определялся по вдохновению, «озарению свыше», но подобного, тщательно спланированного, захватывающего дух и заставляющего забыть про дела, музыкального путешествия, уверен, вы не совершали давно! Стилистически – основу альбома составляют классический джаз-рок, фанк и фьюжн-обработки латиноамериканских ритмов. Фактически – это 50-минутная динамическая музыкальная медитация.
Все начинается с отстранено-вкрадчивой, задающей настроение, композиции Чика Кориа (Chic Corea) – Los Angeles Samba. Композиция «Перед тем, как расстаться» Сергея Жилина очень точно стилистически и композиционно продолжает настроение, заданное в первой вещи. И вдруг – взрывная, виртуозная, завораживающая, как ритуал шаманов от музыки, Baked Potato. Десятиминутное следование Ритму и Импровизации. Эмоциональный взрыв и … радуга «После дождя» (еще одна композиция Жилина). Филигранное, как кружево сплетение перкуссии, баса и клавишных. Нежный позитив и психологическая релаксация. И все лишь затем, чтоб перевести дух перед погружением в атмосферу под названием Rio Funk. Насколько точно автор музыки Ли Райтнур (Lee Ritenour) по прозвищу «Капитан Пальцы» (Captain Fingers) передал пульс необычного музыкального явления, и без того в сложном мире бразильской музыки, называемого также «байя фанком» и «фанко неуротико», сказать сложно, но вот музыканты квартета в этой композиции выложились «на все сто». Яркие импровизации и точное чувствование партнера – эти качества заставляют говорить о «Фонограф-Джаз-Квинтете», как о высоко профессиональном джазовом коллективе. Две композиции Билли Кобэма (Billy Cobham) – Slow Body Popping и Go For It дают в полной мере возможность прочувствовать этот профессионализм. Каждого из участников квартета можно слушать в отдельности. Слушать и заслушиваться. И хотя главное правило музыкальных гурманов – не переедать, тот факт, что звучит последняя композиция альбома, ощущаешь не сразу, так силен соблазн продолжать путешествие в мир импровизаций и особого восприятия музыки, присущего коллективу. Виртуознейшее соло на фортепиано в последней композиции Сергея Жилина «Когда ты уйдешь» – экспрессивное и яркое – ставит жирную и очень логичную точку в этом путешествии.
Альбом хочется переслушивать. Но, удивительно и достаточно непривычно то, что первым делом начинаешь думать о том, чтоб попасть на концерт «Фонограф-Джаз-Квинтета», и услышать все эти композиции, заново переживая необычное и сильное по эмоциям путешествие, вживую. И в этом еще одно отступление от стандартов. В этом безграничность джаза.