Imperial Tiger Orchestra (Швейцария, Франция)

Imperial Tiger Orchestra

джаз
четверг, 14 июля 2011, 20:30
ОТ 500

Alexandre Rodrigues (клавишные), John Menoud (баритон-саксофон), Raphael Anker (труба), Julien Zaven Israelian (ударные), Luc Detraz (перкуссия),  Cyril Moulas (бас)

Европейские джазмены нередко обращаются к африканской и азиатской музыке, пытаясь интегрировать её в современные идеи Старого Света. Imperial Tiger Orchestra, бескомпромиссный швейцарско-французский секстет, идёт более прямолинейным, честным и перспективным путём: играет чужую, казалось бы, музыку с полной самоотдачей, пытаясь нащупать новые пути внутри неё самой. В их исполнении то, что у иного конформиста оказалось бы просто острой приправой ко вполне обычному современному европейскому джазу, обретает столь характерные для африканской музыки шестидесятых и семидесятых напор, энергетику и безоглядную серьёзность. Перкуссия тут не для того, чтобы раскрасить общий саунд: без её мощного и тяжеловесного бита эта музыка просто не существовала бы. Духовая пачка, резкая и прямолинейная, столь же функциональна - она приковывает внимание по-африкански жёстко и крепко, не стесняясь своей угловатости и громкости. Ну, а неожиданное появление в составе традиционного тайского инструмента phin - это и есть тот самый микс, ради которого всё затевалось: странный, не знающий границ и условностей, абсолютно открытый и абсолютно современный.

По ряду причин внутреннего порядка I.T.O. работает в основном с афро-битом, который закладывался в Эфиопии (их второй альбом назван просто и без затей, в честь столицы этой страны). В последние годы переосмысление эфиопской музыки на мировой арене - тенденция достаточно заметная, и к чести европейского коллектива надо сказать, что они были одним из первых, кто занялся этим направлением не ради реконструкции, а ради собственно содержания. В их репертуаре - ставшие современной классикой шлягеры (то, что в Эфиопии семидесятых выглядело как эстрадный хит, в Европе запросто могло сойти за весьма и весьма нестандартное искусство высокого полёта), традиционные композиции из глубины веков, авторский материал. Сам же их стиль характеризуется довольно смелым экспериментаторством - мелодии переосмысляются, гармонии усложняются, ритм и размер трансформируются. То, что в оригинале могло быть любовной балладой (пусть и на эфиопский лад!), запросто может превратиться в мрачный и гипнотизирующий опус авангардно-клубного характера; впрочем, I.T.O. вообще умеет завораживать слушателя так, что порой начинаешь оглядываться - не закончились ли шутки и не окружают ли тебя серьёзные люди с тамтамами и копьями...

Коллектив выпустил уже несколько альбомов, неоднократно концертировал в Африке, сотрудничал с известными современными африканскими музыкантами. Его современный материал некоторые связывают с "корневыми" работами великого Чарлза Мингуса, хотя, безусловно, I.T.O. куда ближе к современной этнически-ориентированной музыке.